Техники портретной фотографии в психологической работе с детьми и молодежью

Определение фототерапии и терапевтической фотографии
В настоящее время в зарубежной и отечественной литературе все чаще используются такие понятия, как фототерапия (phototherapy) и терапевтическая фотография (therapeutic photography), а также разрабатываются методы, связанные с применением фотографии в контексте арт-терапии (photo art therapy). Для фототерапии характерно использование фотографии в качестве инструмента психотерапевтического взаимодействия между специалистом в области психического здоровья (психотерапевтом, психологом) и клиентом (пациентом). Такой специалист должен иметь достаточную подготовку в области психотерапии или психологического консультирования, овладеть одним или несколькими методами психологического воздействия (личностно-ориентированная психотерапия, психоанализ, групп-аналитическая терапия, семейная психотерапия и т.д.).
Развивающее и исцеляющее воздействие, связанное с восприятием или созданием фотографий, может проявляться и в повседневной жизни людей, а также в процессе их самостоятельных занятий фотографией. Кроме того, в некоторых случаях педагог, врач или иной специалист могут поддерживать творческое увлечение учащегося или больного фотоделом, полагая, что это способствует их развитию, исцелению или адаптации.  Однако в обоих этих случаях можно говорить не столько о фототерапии, сколько о терапевтической фотографии. Для нее характерно то, что сам процесс творческого самовыражения ведет к достижению тех или иных положительных психосоциальных эффектов. Ни терапевтические отношения, ни специальная методология дл этого не требуются. «Общаясь» с фотографиями или создавая их, человек как бы «лечит» себя сам.
Д. Вайзер (Weiser J., 1999) отмечает, что люди могут использовать терапевтическую фотографию для личного самораскрытия или творческого самовыражения, тогда как терапевты используют фототерапию, чтобы помогать людям (клиентам), которым нужна помощь в решении их проблем. И хотя результаты базирующегося на фотографии спонтанного самоисследования-самовыражения часто являются по сути «терапевтическими», терапевтическая фотография – это все же не то же самое, что фототерапия.
Терапевтическая фотография может являться составной частью различных образовательных и социальных проектов, а также эрготерапии или терапии занятостью. В отличие от фототерапии, для данных областей практического применения фотографии характерно меньшее значение психологических аспектов работы и иное содержание. Основной акцент делается на вовлечение клиента в ту или иную деятельность, процесс творческого самовыражения и сапопознания.
Порой бывает трудно провести четкую грань между фототерапией и терапевтической фотографией. Некоторые специалисты в разные моменты работы с клиентами могут применять как фототерапию, так и терапевтическую фотографию. Последняя, например, может выступать одной из форм долговременной психосоциальной поддержки клиентов, уже завершивших курс психотерапии (арт-терапии).
        Существуют разные методы и частные приемы фототерапии. Одна из основоположниц зарубежной фототерапии, живущая в Канаде арт-терапевт и психолог Джуди Вайзер (Weiser J., 1999) предложила классификацию техник фототерапии, основанную на использовании разных видов фотографии.
Ранее нами была предложена своя классификация техник фототерапии (фото-арт-терапии), основанная на использовании разных критериев и позволяющая организовать индивидуальную или групповую работу (Копытин А.И., 2003, 2006). В данной публикации основной акцент будет сделан на портретных техниках фототерапии и терапевтической фотографии.
Общая характеристика техник создания фотоавтопортрета и фотопортрета
Несмотря на то, что на фотоавтопортретах и фотопортретах клиента, сделанных другими людьми (его друзьями, родственниками, участниками психотерапевтической или тренинговой группы, профессиональным фотографом, психотерапевтом), представлен один и тот же человек, различия в контексте съемки определяют существенные различия художественных и психологических результатов.
Если при создании фотоавтопортрета клиент сам контролирует процесс фотосъемки и вольно или невольно стремится достичь определенного психологического качества собственного образа (как правило, стремясь достичь его совпадения с представлениями о себе), то при создании его фотопортрета другими людьми психологическое качество образа будет варьироваться в широком диапазоне, в зависимости от структуры и динамики отношений между оператором (другим человеком) и моделью (клиентом).
Так, при создании фотопортрета клиента другими людьми большое значение будет иметь то, в какой мере клиент может контролировать процесс фотосъемки. Он, например, в одном случае может знать, что его фотографируют и предъявлять тот или иной образ (управляя своей позой, мимикой и т.д.); в другом случае он этого может не знать: его реакции на фотографии в этом случае будут более естественны и, возможно, поэтому получившийся портрет будет в большей или меньшей степени расходиться с его ожиданиями. Более того, даже при том, что клиент будет знать, что его фотографируют, он далеко не всегда может быть хозяином положения, ведь оператор может иногда «вылепить» из него тот образ, который захочет, фактически, воплощая в процессе съемки клиента свое представление о нем.
Весьма ярко различия в психологическом качестве собственного образа человека на фотографии и его соответствие или несоответствие его ожиданиям проявляются, например, когда ребенка фотографируют родители, подсказывая при этом, как ему следует одеться, где встать и т.д. При фотографировании ребенка они зачастую стремятся «сконструировать» из него того идеального ребенка, который соответствует их «мифу». Подобные различия также ярко обнаруживаются во время фотографирования на документы, когда человек, фактически «не принадлежит самому себе» и должен соответствовать определенному социальному шаблону.
Кроме того, когда фотопортрет клиента создается другими людьми, и они принимают решение, где, как и почему он должен быть сфотографирован, он во многих случаях может чувствовать себя в подчиненном положении и даже реагировать на это более или менее обостренно (что, например, характерно для подростков). Как пишет Д. Вайзер: «Фотографии клиентов, снятые «со стороны», репрезентируют динамику властных отношений между ними («субъектами» съемки) и фотографом, взгляд которого через объектив фотокамеры превращает клиента (вне зависимости от его желания) в объект внимания. «Субъект» и «объект» становятся многозначными терминами, поскольку один человек обретает власть над другим, получая его фотоснимок» (Вайзер Д., 2009, С. 91).
В силу этого, фотографии клиента, созданные другими людьми в прошлом, настоящем и также в процессе психотерапии, могут выявлять его способность принимать человеческие взгляды, «впускать» в себя субъектность других и их точки зрения на себя как объект и субъект (личность), сохранять при этом способность сохранить внутреннюю целостность, либо критически оценивать себя и более или менее болезненно реагировать на взгляды других. Благодаря этому, фотографирование клиента другими людьми может выявлять его место и роль во властных отношениях в разные периоды жизни, а также динамику этих отношений в процессе индивидуальной или групповой психотерапии.
Фотографирование клиента другими людьми также может, с одной стороны, провоцировать повторное переживание травматичного опыта, связанного, например, с моральным, физическим или сексуальным насилием, манипулированием в отношениях и являться катализатором негативного переноса в психотерапии и, с другой стороны, вызывать положительно-окрашенные переживания (в том числе, сексуально-эротические), давать клиенту ощущение поддержки и принятия.
Что касается различных техник создания фотоавтопортрета в психотерапии, то они могут дать клиенту уникальную возможность, наконец, начать контролировать себя самостоятельно, взять на себя ответственность за то, кем ему быть, исследовать свой психологический и физический образ, «прислушаться» к себе и, возможно, стать самим собой.
Работа с фотоавтопортретами и фотопортретами клиента, созданными другими людьми, имеет широкий спектр психологических (психотерапевтических) показаний. Данные техники могут быть особенно показаны в критические моменты развития, когда происходит формирование или более или менее существенное изменение идентичности человека, его физического, психологического и духовного Я. Они имеют большое значение при работе с детьми, страдающими от недостаточного родительского ухода, с подростками, пожилыми людьми, лицами, переживающими «культурный шок» или психодуховный кризис, людьми с нетрадиционной сексуальной ориентацией, пациентами с трансгендерной дисфорией в процессе изменения пола и во многих других случаях. Вместе с тем, в широком арсенале разных фототерапевтических методик данные техники, по-видимому, являются одними из самых сложных, требующими от психотерапевта высокого профессионализма, знания их «подводных камней» и сложной межличностной и внутриличностной динамики, которая может быть катализирована при их использовании. К сожалению, некоторые начинающие психологи, пытаясь применять приемы фототерапии, могут поддаваться соблазну использовать мощные энергии фотопортретных техник, не всегда зная, к каким последствиям для клиентов и их самих это может привести. Как ни в какой другой фототерапевтической технике, именно при создании фотопортретов клиентов специалистом могут ярко проявляться его неудовлетворенные потребности контроля над другими, контрпереносы и нарушения этических норм психотерапии.
Работа с фотопортретами клиента, созданными в прошлом
У подавляющего большинства клиентов имеется, по крайней мере, несколько фотопортретов, созданных в разные периоды их жизни. Иногда, однако, из-за переездов или каких-либо особых обстоятельств в жизни клиента у него может быть лишь весьма ограниченный набор таких фотографий. Тем не менее, даже имея такой ограниченный набор снимков, клиент может провести весьма интересное самоисследование, дающее ему новое знание о себе. Тем более продуктивной может явиться работа при наличии в распоряжении клиента серии его фотопортретов, созданных начиная с раннего детства и заканчивая настоящим моментом времени. Во многих случаях у людей имеются их персональные фотоальбомы, отражающие процесс их развития и социализации, пребывания в родительской семье и их последующую самостоятельную жизнь. При этом становятся зримыми как внешние, так и внутренние происходящие с человеком изменения.
Если у клиента нет такого персонального фотоальбома, то ему может быть предложено создать его, используя имеющиеся в его распоряжении фотопортреты. При этом не обязательно, чтобы на фотографиях клиент был представлен один. Он может быть изображен вместе с другими людьми – родственниками, друзьями, одноклассниками или одногруппниками, сослуживцами, людьми, с которыми он общался непродолжительное время и т. д.
Большое значение при работе с фотопортретами клиента, изображающими его в разных условиях и в разные моменты жизни, имеет исследование его реакций на свой образ (его чувств, мыслей, фантазий, свободных ассоциаций), а также того, как его восприятие себя на портрете зависит от «взгляда» фотографирующего, отражает структуру и динамику его отношений с этим человеком. Большое значение при работе с фотопортретами клиента, созданными в прошлом, могут иметь нарративные техники, создание художественной рамки для фотопортрета, техника графической разработки фотографии и некоторые другие фото-арт-терапевтические приемы.
         Существуют также разные специальные техники создания фотопортретов и фотоавтопортретов клиента непосредственно в ходе его занятий фототерапией или терапевтической фотографией.
Реконструирующая фотография Рози Мартин и Йо Спенс как пример фотопортретной техники
Примером фотопортретной техники в психотерапии является метод реконструирующей фотографии, разработанный британскими специалистами Рози Мартин и Йо Спенс (Мартин Р., 2006; Spence J., 1986). Авторы данного метода являются не только специалистами в области психологии, но и мастерами портретной и автопортретной фотографии. Они неоднократно использовали фотографию в качестве инструмента работы с собственными психосоциальными проблемами, а также выставляли свои фотографии с целью активизации дискуссий, касающихся социального положения женщины, гендерных отношений. Фотографии этих авторов подчас наполнены глубокой иронией и самоиронией. В то же время, в них немало поэзии и проникновенности (Рис. 2).
Суть метода реконструирующей фотографии заключается в том, чтобы воссоздать те моменты прошлого клиента, которые оказываются «заблокированными» в силу действия запретов культуры, например, «неписанных законов» гендерной репрезентации, что ярко проявляется, например, в том, какие фотографии клиенты включают в свои семейные альбомы. «Сознавая, что наша жизнь запечатлена на фотографиях далеко не полностью» – пишет Р. Мартин – «мы попытались реконструировать прошлые события и создавать такие образы, которые отражают множество наших идентичностей. Данный метод основан на понятии фотографического дискурса,… понимании связи между образами и контекстом их создания, а также представлениях о сознательной и бессознательной идентичностях» (С. 204).
В практическом отношении метод реконструирующей фотографии реализуется как последовательность следующих действий клиента и психотерапевта:
·        просмотр фотографий из семейного альбома клиента или других значимых для него фотографий;
·        выбор фотографий, напоминающих о психотравмирующем событии, связанном с прошлым, либо том событии или личностном проявлении клиента, о котором он длительное время предпочитал умалчивать, считая его противоречащим семейным и культурным нормам:
·        сосредоточение на чувствах, связанных с восприятием этих фотографий;
·        воспроизведение (моделирование) ситуаций, представленных на этих фотографиях, и их фиксация на новых снимках;
·        развитие прошлой ситуации с моделированием нового завершения – также предполагающее создание новых фотографий;
·        рефлексия и анализ совместно с психотерапевтом всего процесса работы с фотографией, включая выбор снимков, моделирование и развитие ситуации с новыми вариантами их завершения.
Поддерживающая фотография Миины Саволайнен
Финская фотохудожница и социальный педагог Миина Саволайнен разработала технику поддерживающей фотографии. В настоящее время данная техника используется в педагогике, социальной работе, психотерапии, организационной психологии, а также для укрепления семейных отношений. Сутьтехники заключается в том, что, используя готовые фотографии клиента и процесс его фотографирования, можно побудить его к изучению и осознанию своей жизни, различных ролей, семейных отношений и взглядов на жизнь. Специалист помогает клиенту понять себя и объединить бессвязные воспоминания в единое целое, улучшить взаимоотношения с окружающими, принять и осознать свою внутреннюю силу. Кульминационным моментом процесса поддерживающей фотографии является создание серии фотопортретов клиента, создаваемых специалистом (психологом, психотерапевтом, социальным педагогом и др.).
Метод восстанавливающей фотографии основывается на равенстве фотографа и фотографируемого (клиента). Они выступают в качестве партнеров в процессе подготовки к фотографированию и проведения съемки. Власть и контроль над ситуацией, связанные с позицией фотографа, ослабевают благодаря творческому взаимодействию и диалогу. Важной задачей фотографа и фотографируемого является подчеркивание индивидуальности фотографируемого, его внутренних ресурсов и внешних достоинств.
В настоящее время поддерживающая фотография используется в ряде образовательных, медицинских и социальных учреждений Финляндии и некоторых других стран. Широкую известность получил проект под названием «Самая красивая девочка в мире», реализованный Мииной Саволайнен с воспитанницами детского дома. В основе данного проекта лежало понимание того, насколько значимо для ребенка быть любимым и принимаемым окружающими, прежде всего, родителями. Автор проекта посчитала, что поддерживающая фотография может явиться одной из форм проявления любви и внимания к ребенку, фактором развития в нем самоуважения и самопринятия. В проекте принимали участие девочки в возрасте от 8 до 17 лет, с каждой из которых проводилась длительная индивидуальная работа.
Важная роль отводилась созданию серии фотопортретов каждой из девочек в специально выбранной для нее природной среде. В первый год реализации проекта фотосъемка проводилась неподалеку от детского дома, но постепенно участницы проекта стали совершать более далекие поездки для того, чтобы найти наиболее подходящее место для съемки. Большое значение придавалось времени года и суток, погодным условиям и характеристикам самого пейзажа. Специально подбирались костюмы для того, чтобы создать яркий, неповторимый, объединяющий мечту и реальность образ. Порою поездки за город представляли собой настоящее приключение.
Участницы проекта сознательно старалась использовать реальную, а не виртуальную природную и климатическую среду для фотосъемки. Все было настоящим: и зимний мороз, и раннее утро с восходом солнца, и дикий лес. Нередко, у них возникало ощущение сказочности, встречи с чем-то удивительным и неповторимым, переживание слияния с миром. Природа, словно мать, принимала «в свои объятия» модель и фотографа, давала им чувство безопасности и присутствия в Легенде. Нередко нахождение в природной среде, наличие в ней разнообразных символических, архетипических форм помогало создать историю или сказку, в которых девочки представали в образе главных героинь.
Фотограф и ее клиентки в процессе создания фотопортретов стремились достичь оптимального психологических и художественных результатов, прежде всего, дать возможность девочкам почувствовать свою индивидуальность, внутреннюю и внешнюю красоту и привлекательность.
Начиная с 2003 г. фотопортреты, созданные в рамках проекта «Самая красивая девочка в мире» стали экспонироваться – сначала в разных городах Финляндии, а затем – в разных странах мира. Выставки, как правило, включают около 140 работ; каждая модель представлена на целой серии фотографий. Предъявление себя в обществе в новом качестве посредством выставок также является одним из факторов поддержки позитивного образа Я участниц проекта, помогает им далее развивать свою способность «быть видимыми» и значимыми для других людей.
Как призналась в письме Миине Саволайнен одна из участниц проекта, «Очевидно, что в детстве мне не хватало внимания родителей, и это привело к недостатку доверия в миру, моей неспособности устанавливать с людьми близкие отношения. В детстве и подростковом возрасте мне пришлось десять раз переезжать с места на место…Мое «исцеление» началось лишь, когда я  очутилась в детском доме. Основными «лекарствами» для меня явились воспитатели, дети, мой друг и, конечно, создание вместе с тобой фотографий. Процесс фотографирование действительно помог мне почувствовать себя «самой красивой девочкой в мире». Я и сейчас продолжаю себя так ощущать, хотя наши фотосессии остались в прошлом. Конечно, я порой испытываю неуверенность в себе, но теперь это чувство стало возникать гораздо реже, чем раньше. Я считаю, что у меня все будет хорошо, я верю в будущее».
Другая девочка пишет: «Это было незабываемо: другой, приятный для меня человек был сконцентрирован на мне, прислушивался к моему мнению и просьбам, когда мы вместе готовили и проводили фотосъемку».
Еще одна отмечает: «Позировать перед камерой поначалу было для меня неприятно и сложно, потому что я никогда раньше не была в центре внимания. Но когда я вижу себя на фотографиях, я по-настоящему счастлива: ведь я такая красивая и особенная!»
Рис. 1 Примеры фотографий, созданных на основе метода поддерживающей фотографии Миины Саволайнен
Фотоавтопортретные техники Кристины Нунез
Фотоавтопортретные техники итальянской фотохудожницы Кристины Нунез включают серию упражнения, направленных на развитие способности клиента видеть, чувствовать и понимать себя, а также представлять себя другим людям. Данные техники также позволяют исследовать разные грани человеческой сущности клиента, актуализируемые и раскрываемые как в приватной среде фотосъемки, так и в момент пребывания в кругу других людей и в природной среде.
Фотоавтопортретные техники Кристины Нунез как правило используются не по отдельности, а в виде серии занятий, на каждом из которых выполняется несколько заданий. Так, одна группа техник, объединяемая общим названием «Я», направлена на стимулирование интроспекции, погружение человека в свой внутренний мир. Клиент при этом должен настроиться на свое эмоциональное состояние, исследовать мир своих эмоций, передавая их в серии фотоавтопортретов. Эта группа техник также включает задания, направленные на исследование телесной сферы клиента и ее экспрессивного диапазона. При этом клиент может танцевать или совершать спонтанные движения – как под музыку, так и без нее.
Другая группа техник включает задания, связанные с созданием фотоавтопортретов, когда клиент находится среди других людей – членов своей семьи, своих друзей, вместе со своим сексуальным партнером, равными по статусу сослуживцами, а также с более статустными фигурами (начальником, учителем).
Третья группа техник связана с созданием фотоавтопортретов, когда клиент находится в том или ином сообществе людей, с которыми он регулярно общается, либо попадает в эти сообщества впервые. Также в данной группе техник имеются задания, связанные с созданием фотоавтопортретов в процессе взаимодействия клиента с медийными образами и средой обитания (культурной, природной).
Завершает серию заданий подготовка итоговой мультимедийной презентации, в которой должны быть представлены фотографии, созданные на всех предыдущих этапах работы. Показ серии фотографий сопровождается музыкой.
По мнению К. Нунез, создание фотоавтопортрета является своеобразным актом самоутверждения, позволяет человеку проявить свои лучшие качества, исследовать разные грани своей эмоциональной жизни, повышает его самооценку и создает богатые возможности для творчества. Благодаря созданию и предъявлению своих фотоавтопортретов человек может начать играть более значимую социальную роль; он нередко становится своеобразным «голосом» определенной группы людей, «приглашает» других обратить внимание на самих себя, постичь и выразить свои переживания и потребности, вдохновляет их. Она убеждена, что люди, никогда не занимавшиеся фотоделом и изобразительным творчеством, фотографируя себя, могут создавать настоящие произведения искусства. Она обращает внимание на богатый потенциал фотоавтопортретных техник при работе с подростками, отмечает, например, что в подростковых фотоавтопортретах ярко проявляются:
·        повышенный интерес к исследованию собственной сексуальности,
·        трудности выражения эмоций,
·        экзистенциальная тревога и порой даже делание смерти,
·        потребность в общении и страх перед ним,
·        жажда самоутверждения и поиска своего Я, а также его повышенная пластичность
·        творческая направленность личности.
Созданные подростками фотоавтопортреты побудили К. Нунез организовать специальную выставку под названием «Я – подросток», прошедшую с Милане в июне 2008 г.
Рис. 2. Примеры создания фотоавтопортретов подростками на основе техник Кристины Нунез
Техники портретной фотографии в психологической работе с детьми и молодежью
А.И.Копытин
Сведения об авторе: Кандидат медицинских наук, доцент кафедры психологии Санкт-Петербургской государственной Академии Постдипломного Педагогического Образования и кафедры психотерапии Санкт-Петербургской государственной Медицинской Академии им. И. И. Мечникова, председатель Арт-терапевтической ассоциации, вице-президент секции искусства и психиатрии Всемирной психиатрической ассоциации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *