Репортаж о международной конференции
«Фототерапия в Европе: обучение и лечение с помощью фототерапии»
«Phototherapy in Europe: Learning and Healing with Phototherapy»
(г. Турку. Финляндия, 2-5 февраля 2011 г.)
Крупным научно-практическим мероприятием в г. Турку – культурной столице Европы 2011 г. – было отмечено начало февраля. Международная конференция «Фототерапия в Европе: обучение и лечение с помощью фототерапии» стала очередным свидетельством стремительного развития разных форм терапевтической работы на основе фотографии. Первая европейская конференция по фототерапии прошла также в г. Турку два года назад, указывая на то, что этот город играет далеко не последнюю роль в формировании платформы для международного обмена в данной области.
Действительно, именно в г. Турку несколько лет назад была создана Финская фототерапевтическая ассоциация – пока являющаяся единственным в мире профессиональным общественным объединением, созданным для поддержки фототерапии. В этом городе на базе государственного университета действует одна из наиболее представительных программ дополнительного образования по фототерапии. Два года назад центр дополнительного образования Университета Турку стал координатором спонсируемого Фондом Леонардо да Винчи международного проекта «Фототерапия в Европе», имеющего целью распространение методов фототерапии и терапевтической фотографии в интересах сохранения здоровья населения с предотвращения социальной маргинализации.
Финские коллеги, действительно, немало сил приложили для развития фототерапии в своей стране и за ее пределами. Большую активность в этом отношении проявила руководитель курса дополнительного образования по фототерапии на базе Университета Турку Улла Халкола. Наряду с ней можно было бы упомянуть о таких специалистах, как Тарья Кофферт, Пиркко Пехунен, Лаури Маннермаа, Лена Коулу, Пиркко Ниемела, Бедил Линдфорс, Тарья Лапила, Лиса Хеймо-Вуоримаа, Хана Хентинен, Мина Саволайнен, Тайна Эраваара.
Наряду с центром дополнительного образования Университета Турку, основными партнерами проекта стал Центр психотерапевтических исследований лондонского университета Роэмптон (директор – Дэл Ловенталь) и Центр психического здоровья г. Лука в Италии (руководитель – Кармине Паррелла).
Конференция фактически подводила итоги первого этапа реализации данного проекта, давая возможность его участникам представить основные формы работы с фотографией, получившие поддержку со стороны Фонда. На конференции также было заявлено о планируемом описании результатов проводимых в рамках проекта научных исследований. Помимо этого, конференция привлекала специалистов в области фототерапии и терапевтической фотографии из разных стран Европы, Северной Америки, Азии. Хотя финских участников было больше всего, весьма представительные группы специалистов были из таких стран, как Нидерланды, Российская Федерация, Италия. В меньшей степени были представлены Великобритания, Италия, Германия, Израиль. Были также единичные представители таких стран, как Канада, США, Испания, Португалия, Франция, Словения, Южная Корея.
В качестве важнейшей задачи данная конференция также имела привлечение внимания общества и его различных институтов – здравоохранения, социальной службы, образования – к такому сравнительно новому здоровьесберегающему инструменту, как фотография в ее тесной связи с иными видами творческой и социальной активности людей. Она содействовала межпрофессиональному и межкультурному диалогу в интересах развития новых форм лечебно-реабилитационной, психопрофилактической, образовательной практики на основе интеграции в их деятельность такого мощного средства общения и творческого самовыражения, как фотография.
Организация конференции в городе, ставшем культурной столицей Европы 2011 г., способствовало тому, что в предшествующий этому период и непосредственно в течение этого года в Турку проводилось и далее будет проводиться немало интересных, масштабных и общественно значимых мероприятий, ориентированных на повышение творческой активности разных слоев населения, его социальную и культурную интеграцию, поддержку общественного здоровья. Турку демонстрирует определенный поворот социальной политики и общественного здравоохранения стран Европейского Союза в сторону более активного использования ресурсов самого населения. Данный поворот тесно связан с признанием того, что любое, даже значительное финансирование медицины, образования и социальной сферы будет иметь весьма ограниченную отдачу, если при этом граждане будут оставаться пассивными получателями услуг, перекладывающими ответственность за свое здоровье и социальное благополучие на государство. Качественные изменения состояния здоровья населения, благополучие общества возможны лишь при условии активности самих граждан, их следования здоровому образу жизни, использования ими различных ресурсов – к важнейшим из которых можно отнести развитие социальных контактов, творческую активность, включенность в общественную жизнь.
Приметы такого поворота, возможно, были более зримыми в Турку, хотя было бы ошибочно считать, что они обусловлены лишь повышенным финансированием культурных и социальных проектов города на период его пребывания в статусе культурной столицы. Мне показались знаковыми такие проводимые в Турку общественные и культурные мероприятия, как, например, фестиваль граффити для лиц пожилого и преклонного возраста, серия фотовыставок с показом фотопортретов горожан (представителей самых разных социальных слоев), организация в школах фотовыставок, отражающих жизнь и интересы подростков Турку, Санкт-Петербурга и Кельна и другие мероприятия. Я почувствовал, что всем этим акциям свойствен высокий дух общинности, сотворчества людей, их достоинства и искренности в предъявлении себя в многообразии своих человеческих проявлений.
Одним из весомых подтверждений изменений государственной политики в отношении общественного здоровья в Финляндии явилось выступление почетной гостьи конференции Майи Перхо, директора отдела стратегического планирования здравоохранения при Министерстве социального развития и здравоохранения Финляндии. Она указала на тесную взаимосвязь между состоянием культуры и искусства в обществе и уровнем здоровья и качества жизни его граждан.
В рамках самой конференции было немало выступлений, свидетельствующих о таком повороте в сторону активизации ресурсов местных сообществ на основе внедрения техник фототерапии и терапевтической фотографии. К ним можно, например, отнести фотопортретный проект, реализованный на базе реабилитационного психиатрического центра (представил Ян Ситваст из Нидерландов), общинный проект в поддержку психически больных людей, реализованный на базе Центра психического здоровья г. Лука в Италии (представил Кармине Паррелла), проект по созданию трудными подростками из Израиля авторских биографических короткометражных фильмов (представили Шарон Израэль и Йонатан Фрайзем), социотерапевтический проект для детей с психосоматическими заболеваниями и членов их семей из Финляндии (представила Пайви Ниеми), проект по созданию дигитальных историй представителями разных социальных групп (представили Сату Нурмала, Пирита Юппи, Финляндия), проект творческого взаимодействия на основе фотографии между учащимися и педагогами массовой школы (представила Сейла Улкуниеми, Финляндия).
Значительная часть выступлений была посвящена развитию копинговых умений (стратегий совладания со стрессом, сложными жизненными ситуациями и их психологическими последствиями) и, благодаря этому, достижению более полноценной и здоровой жизни на основе активизации творческих ресурсов людей разного возраста, имеющих разное физическое и психическое здоровье. К ним можно отнести выступления, посвященные совладанию со стрессом болевого синдрома (Лиса Хеймо-Вуоримаа, Финляндия), работе с детьми с атопическим дерматитом (Леена Коулу, Пиркко Пехунен, Эркка Валовирта из Финляндии), фототерапии в условиях военного конфликта (Бриджитт Анор из Израиля), применению авторского приема личностного роста на основе фотопортретной съемки (Ольга Перевезенцева, Росиия), фотографии и поэзии с лицами, переживающими трудности межкультурной адаптации (Йозеф Тимар и Филипп Мартиус, Германия).
Неоднократно в выступлениях звучало упоминание о концепции резилиентности (гибкости-упругости, то есть, жизнестойкости) как основы развития новой системы психологической и социальной помощи. Для современных специалистов, ищущих пути укрепления здоровья и психосоциального благополучия граждан, визуальные средства коммуникации и творчества, такие как фотография и видеозапись, мультимедийные средства презентации являются весьма привлекательными, поскольку они способны значительно расширить диапазон творческих возможностей личности, донести ее опыт и взгляд на мир до потенциально неограниченной аудитории зрителей, помочь человеку преодолеть межкультурные различия, внутренние и внешние барьеры.
Как мне показалось, на конференции в гораздо большей мере была представлена так называемая терапевтическая фотография, нежели фототерапия — по крайней мере, в том их понимании, как это было сформулировано основателями зарубежной фототерапии Джуди Вайзер, Джоэлом Волкером, Дэвидом Крауссом. Создалось впечатление, что фототерапия предполагает более значительные затраты времени и сил с целью помощи отдельно взятому клиенту или группе, чем терапевтическая фотография. Если «классическая» фототерапия реализуется в формате психологического консультирования, либо индивидуальной или групповой психотерапии, то терапевтическая фотография может быть составной частью образовательных, масштабных социальных или общинных проектов, реабилитационной практики. Возможно, определенный «крен» в сторону терапевтической фотографии, характерный для конференции, служил бы основанием для несколько иного ее названия. Джуди Вайзер, с которой я тесно общался на конференции, также посетовала на то, что фототерапия как она привыкла ее понимать, на конференции практически не «прозвучала». Сама Вайзер, известная как одна из основательниц фототерапии на Западе, не только выступала с обзорным докладом о развитии разных форм фототерапии, но и задавала докладчикам подчас провокационные вопросы. Она, в частности, неоднократно обращалась к докладчикам с предложением дать свое определение фототерапии и ее отличий от терапевтической фотографии, видимо, ощущая, что те недостаточно эту разницу обозначают.
Были несколько выступлений, посвященных так называемой фото-арт-терапии – то есть, использованию фотографии в самых разных вариантах в процессе арт-терапии специалистами, имеющими соответствующую подготовку. Я бы подчеркнул это обстоятельство как признак активизирующихся попыток арт-терапевтов более систематически включать фотографию в свою деятельность, наряду с традиционными средствами изобразительного творчества. Вопросам интеграции фотографии в арт-терапевтическую практику, были посвящены выступления Китти Энбом (Турку), а также Александра Копытина, Миму Ранканен (Хельсинки) из Финляндии и Марии Узони из Нидерландов.
Конференция в целом отразила преимущественно эмпирический характер фототерапии на современном этапе ее развития в Европе. Подавляющее большинство докладов имело описательный характер, значительную часть времени выступлений занимал показ фильмов или фотографий. Вопросы методологии фототерапии и терапевтической фотографии в их сложных отношениях с разными областями научного знания не поднимались. Также практически полностью отсутствовали доклады научно-исследовательского характера. Несмотря на то, что одной из задач конференции было представление результатов европейского проекта (с привлечением довольно известных научных и образовательных центров), эти результаты излагались также в сугубо описательной манере. Все это можно рассматривать как признак пока еще недостаточной научной доказательности методов фототерапии. Также на конференции ни разу не возникло полемической ситуации (если не считать реплик Дж. Вайзер), например, по проблемам исследований или развития программ обучения фототерапии.
Конференция наглядно продемонстрировала как сильные, так и слабые стороны европейской фототерапии и терапевтической фотографии. Она показала, что у фотографии как инструмента оздоровления, психотерапии, социальных контактов и образования имеется практически неограниченный потенциал, и он уже активно реализуется. В то же время, над многими вопросами еще предстоит серьезно поработать.
Репортаж подготовил А. И. Копытин